«Определение Гиппократом медицины как искусства — основа интеграционного и профессионально ориентированного подхода к изучению русского языка и литературы в медицинском колледже»
Omnium profecto atrium medicina nobelissima — «Из всех искусств, поистине, медицина – самое благородное искусство». Эти слова великого врача и ученого древности Гиппократа, определяющие медицину как часть искусства — особого способа познания и отражения действительности – закладывают основы интеграционного и профессионально ориентированного подхода в преподавании гуманитарных дисциплин, в том числе русского языка и культуры речи, в медицинском колледже.
Следуя за великой мыслью Овидия, что науки и искусства смягчают нравы, главной целью своей работы на занятиях по русскому языку и культуре речи мы считаем формирование морально-этических и эстетических взглядов студентов, будущих медицинских работников. Их формированию способствуют современные технологии обучения и развития, например, интеграция – одна из современных технологий изучения русского языка и культуры речи и проведения исследовательской работы по этому предмету.
Особенность работы на занятиях по русскому языку и культуре речи отражена в учебно-методическом комплексе дисциплины и состоит в соединении интеграции (русского языка и культуры речи с медициной, латинским языком, историей мировой культуры, живописью) и исследования. Это способствует формированию компетенций, необходимых при изучении специальных дисциплин, в профессиональной деятельности медицинского работника, овладению языковым и культурным богатством, речевой компетентностью — профессиональным качеством, регулирующим речь специалиста и определяющим её направленность, адекватность употребления речевых средств и индивидуальное своеобразие. Русский язык ведь — это не только язык Пушкина, Лермонтова и Толстого, но и язык повседневного общения медицинского работника и пациента. Владение хорошей речью повышает уважение и доверие окружающих к медицинскому работнику.
В целях овладения студентами речевой компетентностью учебно-методический комплекс дисциплины направлен на решение следующих задач: расширение словарного запаса студентов, формирование умения строить правильную, логичную, точную, выразительную речь, развитие мотивации на ее дальнейшее совершенствование.
При работе над разделами «Язык и речь», «Функциональные стили речи» особое внимание уделяется общению медицинского работника и пациента. Студенты знакомятся с техникой активного слушания и сопереживания. Им предлагаются ситуации «вхождения в среду», например, игровые ситуации «Знакомство с пациентом», «Разговор с родственниками больного», анализ текстов на медицинскую тематику, написание эссе и мини-сочинений, затрагивающие вопросы медицинской этики и деонтологии, составление текстов публичных выступлений в рамках просвещения и здравоохранения населения.
При изучении раздела «Лексика и фразеология» студенты работают с медицинскими энциклопедиями, словарями и справочниками с цельюпрояснения лексического значения и правописания медицинских терминов, проводят мини-исследования значения иистории возникновениямедицинских фразеологизмов и афоризмов, знакомятся с картинами великих художников, иллюстрирующими латинские крылатые выражения о медицине.
Материалом для изучения раздела «Орфоэпия. Акцентология» являются также медицинские термины, произношению которых уделяется большое внимание.
Исследовательская работа по определению способов словообразования медицинских терминов проводится в рамках раздела «Морфемика. Словообразование» Особое внимание уделяется греческим и латинским терминоэлементам.
Хорошей практической школой при изучении разделов «Морфологические и синтаксические нормы русского языка» становится анализ речи дикторов, журналистов, комментаторов.
Решению вышеперечисленных задач помогает методическое, дидактическое и материально-техническое оснащение дисциплины, материалы для самостоятельной работы студентов, комплект контроля.
Внимательное, бережное отношение к языку поможет в совершенствовании речи. Речь является одной из главных составляющих культурного человека. «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести», — сказал поэт. Изучение русского языка и культуры речи влияет на становление ключевых профессиональных компетенций и значительно повышает профессионализм любого специалиста.
Добавить комментарий